Александр Харебин: В НТКУ на 1400 человек отпусков скопилось почти на 400 лет
Александр Харебин: В НТКУ на 1400 человек отпусков скопилось почти на 400 лет
«Значимость нашей реформы для будущего страны и формирования нации будет оценена только со временем», — говорит Александр Харебин, которыйвходит в Комиссию по реорганизации государственного вещания в общественное. По его словам, на фоне того, что практически никакие реформы в стране не проводятся либо далеки от своего завершения, реформа государственного телевидения и радиовещания, а также его непростой путь к общественному — исключение. «Причем насколько это исключение уникально, понятно только тем, кто обладает знаниями обо всех внутренних процессах, происходящих внутри системы. К сожалению, отсутствие запроса у общества на эту реформу, отсутствие понимания важности этой реформы, обусловлено, в том числе, и катастрофически низким рейтингом государственного канала в целом по Украине и региональных каналов в своих областях», — сознается он.
Первый заместитель гендиректора НТКУ подозревает, что государство или сознательно вводит компанию в нищенское существование с целью вытеснения из нее всего качественного и живого, что способно создавать и творить, либо же не до конца понимает специфику работы вещательной корпорации.
На взгляд Александра, остановить запущенную реформу уже невозможно. «Ее можно только затормозить, обескровить, выхолостить или попытаться возглавить. Все эти действия уполномоченными представителями государства с разной степенью успешности предпринимаются на протяжении последнего полугодия», — говорит он, отвечая на вопрос, что может остановить процесс создания ПАО «НСТУ».
Александр Харебин уверен, что качество общественного вещания зависит от того, насколько реформа станет популярной и знаковой не только для наших европейских и североамериканских партнеров, но и для народа Украины... «Сейчас культура телесмотрения сформирована и ориентирована на общество потребления и, соответственно, для закрепления этой тенденции подпитывается соответствующими рекламными бюджетами. Государство и власть не заинтересованы в думающем обществе, поэтому нынешняя ситуация выгодна всем заинтересованным в таком положении вещей субъектам, включая владельцев коммерческих каналов, рекламодателей и потребителей», — резюмирует он.
— Александр, когда начнется второй этап реформирования — создание ПАО «НСТУ»?
— После завершения первого :). До окончания первого этапа остались считанные дни, по истечении которых вся система государственного телевидения и радиовещания будет сосредоточена, фактически, в НТКУ под единым управлением. 8000 сотрудников. 30 филиалов. К сожалению, между формальным и реальным управлением есть большая разница и именно с этим вызовом нам необходимо еще некоторое время поработать. Что касается сроков, то окончательное объединение всех ОДТРК, НРКУ и канала «Культура» под «зонтиком» НТКУ завершится к 15 декабря 2015 года.
Именно к этому дню должны быть подписаны передаточные акты между бывшими ОГТРК, НРКУ, каналом «Культура» и филиалами НТКУ, а также проведены окончательные расчеты с подрядчиками в рамках тендерных договоров и казначейством. После чего будут запущены окончательные процедуры по юридической ликвидации указанных структур. Мы рассчитываем, что к концу года будет завершено присоединение студии «Укртелефильм», а также проведена оценка стоимости имущества, передаваемого из областей на баланс НТКУ, которое, в свою очередь, войдет в уставной фонд будущей НСТУ. Соответственно, можно сказать, что с января 2016 года начнется второй этап реформирования, который должен завершиться созданием ПАО «НСТУ».
— Готовы ли уже проекты таких документов, как структура и штатное расписание объединенной НТКУ? Решен ли вопрос о сокращении штата работников в связи существенными изменениями условий труда, и в чем заключаются эти изменения? Сколько планируется в целом сократить работников? Когда?
— До конца этого года штатная структура объединенной компании останется неизменной, как в части количества людей, так и в части структуры управления. Фактически на этот период объединенная компания со своими филиалами будет представлять собой полное отображение ранее существовавшей системы государственного телерадиовещания. Во многом такое решение связано с существующей системой финансирования бюджетных организаций, а также ограничениями, накладываемыми на нас трудовым кодексом. Кроме того, мы очень трепетно относимся к взятым нами обязательствам перед сотрудниками ОГТРК и очень взвешенно подходим к правам трудовых коллективов на местах.
Однако уже с конца декабря мы вступим в переговорную процедуру с профсоюзными организациями касательно будущей оптимизации исходя из размеров бюджетного финансирования, которое выделяется нам на следующий год. Его размер нам уже известен и, к сожалению, в части финансирования штатов оно будет значительно уменьшено. Что касается конкретных цифр по сокращениям, то в целом по системе оно составит около 30 %, при этом финальные цифры по региональным компаниям будут очень сильно отличаться. В некоторых филиалах штатные расписания полностью соответствуют как объему вещания, так и обязательствам по собственному производству, а в некоторых можно смело увольнять до 50 % персонала, при этом заметного падения качества вырабатываемой телепродукции зритель даже не почувствует.
И это не говоря уже о выявленных нами фактах наличия в компаниях «мертвых душ», зарплатные карточки которых руководители использовали как резервный источник наличных денежных средств. Подход к будущим сокращениям будет сугубо индивидуальным и с четким соблюдением законодательства в части сроков уведомления и выплат при сокращении. Таким образом, уже к 1 апреля мы будем иметь штатное расписание и количество сотрудников, соответствующее выделенному финансированию и потребностям объединенной НТКУ.
— Передал ли Госкомтелерадио НТКУ финансирование, которое раньше шло на ОГТРК?
— Финансирование филиалов до конца этого года осуществляется через Госкомтелерадио. Ограничения, накладываемые бюджетным кодексом и казначейством, не позволили нам забрать финансирование на себя в четвертом квартале этого года. Но с нового года эти функции уже полностью перейдут в НТКУ. Все необходимые технические процедуры по открытию сети, состоящей из распорядителей низшего уровня и получателей бюджетных средств, нами сделаны.
— Есть ли проблемы с переходом работников ОГТРК в филиалы? Нам известно, что в некоторых из них есть огромные неиспользованные отпуска до 300 дней, и они пока требуют выплатить компенсации. Перешли ли они в НТКУ вместе со всеми неиспользованными отпусками?
— Особых проблем с переходом людей у нас не было. Были моменты, связанные с нахождением сотрудников в армии в зоне АТО, на больничных либо выехавших за рубеж, но числившихся на работе. Одних нашли, ко вторым пришли, третьих уволили. Так что с этой ситуацией справились. Что касается отпусков, то в Министерстве финансов Украины до сих пор в качестве образца неэффективного менеджмента приводят в пример НТКУ, в котором отпусков скопилось около 400 лет. Да-да, лет! На 1400 человек.
Есть уникальные люди, которые имеют по несколько лет отпусков. Причем это как действительно бесценные люди, которые не ходили в отпуск в законодательно гарантированных объемах на протяжении многих лет, т. к. в них нуждалась компания, так и невероятно хитрые люди, которые, пользуясь бесконтрольностью и попустительством целой плеяды руководителей, просто не писало заявления об отпуске, фактически там находясь. В регионах ситуация не намного лучше, и при переходе в НТКУ решали ее региональные руководители по-разному. Это «по-разному» зависело как от объема компенсаций за неиспользованный отпуск, так и от наличия у них денег на выплаты за этот объем.
— Вы анонсировали проведение большого тура по региональным ГТРК, который должен был начаться в середине сентября. Кто будет входить в делегацию? Главная цель поездок? Почему поездки до сих пор не состоялись?
— Большой тур по регионам обязательно состоится. Начнем мы его, к сожалению, с опозданием, но уже точно в этом декабре. Задержка с региональными поездками была связана с колоссальной загруженностью работой в Киеве. Сейчас стало немного полегче, поэтому появилось время на реальное, а не бумажное ознакомление с состоянием дел в регионах. Кто поедет? Поеду я, представители юридического и финансового департаментов, аудита, технической дирекции. Стандартный набор проверяющих и помогающих. Причем хочу сделать акцент на последнем качестве нашей делегации: помогающих, т. к. большое количество вопросов от региональных дирекций связаны именно с налаживанием и выстраиванием эффективной коммуникации с Киевом.
— Решен ли уже вопрос размера финансирования ПАО «НСТУ» на следующий год?
— Обнародованный проект бюджета на 2016 год в части финансирования Общественного вещателя Украины гласит, что: «норми і положення статті 14 Закону України “Про Суспільне телебачення і радіомовлення України” застосовуються у порядку та розмірах, встановлених Кабінетом Міністрів України, виходячи з наявних фінансових ресурсів державного і місцевого бюджетів та бюджету Фонду соціального страхування України». Напомню, что ст. 14 Закона гласит следующее: «Держава забезпечує належне фінансування НСТУ, яке передбачається окремим рядком у Державному бюджеті України та становить не менше 0,2 відсотка видатків загального фонду Державного бюджету України за попередній рік».
Что это означает в реальных цифрах? Расходы общего фонда Государственного бюджета Украины на 2016 год в проекте определены в размере 638 441 483,3 тыс. грн. То есть более 638 млрд грн. Согласно нашему профильному Закону, государство обязано профинансировать НСТУ на сумму 1 млрд 276 млн 883 тыс грн. В реальности в бюджет 2016 года на нашу бюджетную программу заложена цифра в размере 632,9 млн грн. То есть фактически нам предлагают согласиться на сумму, которая в два раза меньше обязательной. И это при том, что в 2015 году финансирование нашей бюджетной программы составило в целом по системе 705,3 млн грн.
О том, что каких-либо средств на модернизацию основных фондов не предусмотрено, как вы понимаете, даже говорить не приходится. И это притом, что технический износ оборудования в некоторых регионах доходит до 100 %, что делает практически неминуемой возможность аварийного прекращения вещания из-за технических неисправностей. Мало того, эта ситуация и ее возможные последствия четко зафиксированы в акте проверки Счетной палаты от 03.07.2015. Необходимость оплаты услуг и доплаты за лицензию по Олимпийским играм 2016 года в Рио, неурегулированность ситуации с оспариваемой нами в суде задолженностью перед Euronews, рост расценок на трансляцию и полное игнорирование потребностей НСТУ в закупке и создании качественного контента ставят перед нами простой вопрос: государство или сознательно вводит компанию в нищенское существование с целью вытеснения из нее всего качественного и живого, что способно создавать и творить, либо же не до конца понимает специфику работы вещательной корпорации, каковой мы фактически являемся.
Часто звучат нелестные сравнения «UA: Першого» с ведущими коммерческими телеканалами страны, но при этом сравнении, особенно в части рейтингов, контента и численности сотрудников, абсолютно не учитывается одна простая вещь. Финансирование коммерческих каналов из первой тройки рейтинга их владельцами начинается от суммы в 50 млн долларов США в год, и это не включая доходов от рекламы, которые иногда сопоставимы с суммами дофинансирования. При этом за эти деньги обеспечивается вещание из киевского офиса единственного канала с всеукраинским покрытием в рамках максимум трех лицензий (аналог, цифра и спутник). Мы же, согласно Закону об общественном вещании, должны обеспечить функционирование 28 региональных офисов со своим имуществом, зданиями и сооружениями, 28 региональных каналов с 24-часовым вещанием, вещание двух национальных телеканалов (из которых один аналоговый, два цифровых и два спутниковых), трех национальных радиоканалов...
Одним словом, 163 вида лицензий, которые нам необходимо выполнять в части объемов вещания, создания собственного продукта, обеспечения услуг по трансляции сигнала и т. д. Кроме того, наличие в нашем составе студии «Укртелефильм», которая должна стать производственной площадкой для съемок украинской кино-, телепродукции, делает как никогда актуальным вопрос обеспечения дополнительного стабильного финансирования НСТУ для создания собственного национального телепродукта. Технические и творческие возможности студии и ее сотрудников позволяют нам это делать.
— Как обстоят дела с погашением долгов НТКУ? Успеете ли с ними разобраться к созданию ПАО «НСТУ»? Если нет, то как действовать в таком случае? Чем завершился судебный процесс НТКУ с Euronews?
– На начало этого года общая задолженность и возможные потери по судебным искам, в которых НТКУ выступала ответчиком, составляли сумму более 500 млн грн, или фактически три ее годовых бюджета. Мало кто осознает ту финансовую пропасть, из которой компания выбиралась весь этот год. Длительные переговорные процессы, безупречная работа юридического и финансового департаментов плюс беспрецедентная поддержка Минфина позволили нам снизить сумму задолженности в два раза, причем вся эта сумма продолжает оспариваться нами в суде. По итогам года нами были выиграны суды на сумму более чем 150 млн грн, проведена реструктуризация с более чем 20-миллионным списанием сумм задолженностей перед EBU (Европейский вещательный союз), а благодаря сентябрьскому внесению изменений в государственный бюджет 2015 года для НТКУ были увеличены объемы финансирования на сумму более чем 90 млн грн.
В итоге мы решили все вопросы, связанные с погашением многолетней задолженности перед Европейским вещательным союзом на сумму более 55 млн грн, заплатили все текущие лицензионные платежи за предоставление прав трансляции Олимпийских игр 2014–2016, плюс урегулировали правовые взаимоотношения с операторами связи касательно оплаты их услуг по трансляции телепрограмм в этом году. Кроме того, мы нашли компромиссное решение с Минфином, которое будет документально оформлено уже в следующем году, в части погашения задолженности 1996 года по японскому кредиту в сумме более чем 28 млн грн, который НТКУ брала на покупку телевизионного оборудования и задолженность по которому долгие годы игнорировалась практически всеми руководителями НТКУ под благовидным предлогом «не мы брали, не нам и отдавать», что привело к фактическому росту этого долга в три раза.
Единственный неурегулированный вопрос в части задолженностей — это продолжающийся судебный спор по предъявляемым нам долгам перед компанией Euronews на сумму 251 млн грн. Ситуация по этому делу требует отдельного развернутого комментария. Если коротко, то суд первой инстанции мы проиграли. После трех переносов слушаний, в наше отсутствие, без фактического рассмотрения дела суд вынес такое вот «правовое» решение. Мы готовимся к апелляционному обжалованию. Продемонстрированная этим решением неспособность и нежелание судебной системы обеспечивать защиту интересов государства Украина, игнорирование и фактический саботаж Генеральной прокуратуры, в которую мы обращались для защиты интересов НТКУ, плюс явная заинтересованность и заангажированность суда в решении спора не в нашу пользу лично у меня вызывает, мягко говоря, удивление. Особенно зная и понимая историю возникновения этого долга и всех интересантов, которые приложили руку к возникновении столь астрономической задолженности у НТКУ. Мы обязательно расскажем о месте и роли каждого из участников подписания этого скандального контракта, а также о том, кто фактически заработал на запуске и обслуживании вещания Euronews в Украине.
— Что может остановить процесс создания ПАО «НСТУ»?
— На мой взгляд, полностью остановить запущенную нами реформу уже невозможно. Ее можно только затормозить, обескровить, выхолостить или попытаться возглавить. Все эти действия уполномоченными представителями государства с разной степенью успешности предпринимаются на протяжении последнего полугодия. В следующем году все эти попытки будут только интенсивнее и жёстче. Начиная от скорости принятия Устава НСТУ и заканчивая недофинансированием. Но то, что Карфаген государственного телевидения и радиовещания в его нынешнем виде будет разрушен, у меня уже не вызывает сомнений. А вот чьим и каким оно станет после проведенного преобразования — зависит от того, насколько реформа общественного вещания станет популярной и знаковой не только для наших европейских и североамериканских партнеров, но и для народа Украины... Ну хотя бы его думающей части... К сожалению, значимость нашей реформы для будущего страны и формирования самосознания нации будет оценена только со временем.
Именно в этом, в отсутствии запроса на нее, и состоит ключевая проблема и риск реформы: она до сих пор не востребована обществом. Отсутствие доверия к каналу, его низкие рейтинги и катастрофическая ситуация с контентом усложняют и так непростую задачу по созданию действительно общественного вещания, которое призвано было бы заниматься консолидацией общества, объективным информированием, а также формированием культурного кода нации. Увы, но сейчас культура телесмотрения сформирована и ориентирована на общество потребления и, соответственно, для закрепления этой тенденции подпитывается соответствующими рекламными бюджетами. Государство и власть не заинтересованы в думающем обществе, поэтому нынешняя ситуация выгодна всем заинтересованным в таком положении вещей субъектам, включая владельцев коммерческих каналов, рекламодателей и потребителей.
Не помогают нам на пути к общественному вещанию и неготовность людей к изменениям, а также бедность, вкупе с низким уровнем журналистики. К сожалению, профессия журналиста в Украине не является значимой в глазах общества, общество до сих пор не доверяет журналистам. Во многом это связано с практически полной невозможностью в рамках закона, понятий о чести и достоинстве, а также на базе ценностных понятий быть независимым и объективным журналистом. Когда перед журналистом стоит вопрос, за какие деньги кормить свою семью, то вопрос о независимости часто отходит на задний план. Сложно, а чаще всего невозможно, думая о выживании, быть свободным от обязательств. Пока в Украине только формируется поколение, представителей которого можно назвать журналистами будущего: честных, профессиональных и свободных. И это также задача общественного вещания — обеспечить таким людям возможность работать на благо общества и страны.
— Вы недавно выступали на 50-летии Deutsche Welle Academy. Если коротко, то какие принципы Deutsche Welle, по вашему мнению, должны быть и у украинского общественного вещателя?
– Конституция Германии начинается со слов о человеческом достоинстве и обязанности государственной власти уважать его. Я мечтаю, что когда-нибудь украинская власть и украинский народ запишут эти слова в нашей Конституции. Запишут и будут неукоснительно следовать этому принципу. И именно в этом я вижу одну из задач общественного вещания в Украине.
Фото из архива Александра Харебина